На телефон доверия чаще, чем наркозависимые, звонят их родители. Можно среди них выделить группу новичков – людей, которые впервые столкнулись с проблемой наркомании у своих детей. Слово “дети” в данной ситуации не относится к подросткам. Для обращающихся за помощью типично говорить “мой ребенок” о мужчине или женщине, которым может быть от 14 до 60 лет. Уточняющий вопрос о возрасте проясняет эту ситуацию. Тем не менее, для абонентов, звонящих первый раз по поводу выявленной зависимости характерны общие черты отношения и взаимодействия со своими наркозависимыми детьми.
Попытаюсь их перечислить:
Прежде всего, отсутствие контакта с ребенком. Этот контакт был нарушен в течение последних месяцев или лет или отсутствовал изначально. Такая ситуация не позволяет родителю выяснить, действительно ли ребенок принимает наркотики, мотивировать его на лечение, контролировать ход лечения и помогать ему. Поэтому первая рекомендация, которую дает психолог телефона доверия:
-Установите контакт со своим ребенком.
Вторая особенность родителей – желание получить немедленный результат в лечении, непонимание того, что наркозависимость, сформировавшаяся в течение нескольких месяцев или лет, не может быть преодолена “быстрым кавалерийским наскоком”. Типичные высказывания таких родителей: — Я с ней поговорила, и она обещала больше не употреблять. Но вот прошла неделя, и я вижу, что она снова выглядит плохо, скорее всего она опять принялась за эту гадость. – Сразу хочется сказать: — Дорогие родители – трехдневное воздержание – это не лечение. Если болезнь длится годами, то и для лечения необходимы месяцы, а может быть и годы. И особенно следует подчеркнуть, что самолечение в данном случае редко бывает результативным, что детоксикация – это не все лечение, а только его малая часть, что реабилитация – важная составляющая совместной работы врачей, психологов, социальных работников и пациента.
Следующее, что можно отметить, — непонимание того, что давление на наркозависимого и насильственные попытки заставить его лечиться не приведут к положительным результатам. Успех лечения зависит в равной степени, как от врача, так и от больного. Иногда желание наркомана вылечиться даже не 50, а 90% успеха в лечении. Важно понимать, как можно сформировать мотивацию на лечение. Здесь необходимо соблюдать следующие правила: — выбрать время для беседы. Типичной ошибкой родителя является то, что, увидев свое «дитя» в состоянии наркотического опьянения, он врывается к нему в комнату и закатывает скандал, или начинает читать нотацию, или плачет и причитает. Для разговора надо выбрать время и место, попытаться добиться согласия ребенка на серьезный разговор, выбрать аргументы для убеждения. Разговор в стиле: как ты мог! Я тебе покажу! И т. п., смысла не имеет. Агрессия не может быть конструктивной. Также нет смысла рисовать негативную картину распада и гибели от наркотиков. Обращаться следует к самым высоким сознательным частям личности. О вреде наркотиков юный, а тем более взрослый наркоман знает больше своих родителей, потому как видит ситуацию изнутри.
Важно показать, что ответственность за свою жизнь лежит на самом ребенке, какого бы возраста он ни был, а не на его родителях. Типичная ошибка родителя – взвалить весь груз ответственности за лечение, за болезнь на себя. Даже если воспитание было попустительским и неправильным, даже если ребенок был избалован и гиперопекаем, не следует при мотивации на лечение демонстрировать раскаяние и желание все исправить. Надо дать понять своему ребенку, что жизнь с наркотиками или без них – это его выбор, и он будет нести за этот выбор полную ответственность.
И, наконец, маленькая тонкость. При попытке уговорить ребенка пойти лечиться и убедившись в том, что он совершенно не согласен с Вашими аргументами, попросите его проконсультироваться у врача-нарколога, чтобы составить собственное мнение о том, нужно ему лечение или нет. Такая консультация ни к чему не обязывает наркозависимого. Он может выслушать мнение врача, поблагодарить и уйти. Но! Врач – это авторитет. Его профессиональное мнение более значимо, чем убеждения любящей мамы. По сути здесь предлагается передать ответственность за мотивацию на лечение наркологу, а родительская задача упрощается до того, чтобы уговорить сходить на прием. И это не мало! Если хитрость удалась, то дальше все зависит от специалиста-нарколога.