Уважаемые коллеги!
Сегодня мы приблизились к важному моменту в деятельности Государственного антинаркотического комитета — рассмотрению проекта Стратегии государственной антинаркотической политики.
В рамках подготовки Стратегии Комитет провел ряд мероприятий с целью максимально широкого обсуждения проекта Стратегии. Кроме предложений, представленных федеральными органами исполнительной власти, по проекту высказались специалисты-медики, юристы, общественные и религиозные деятели, и простые граждане.
В процессе разработки Стратегии я, как председатель Комитета, провел два выездных совещания — в Томской и Амурской областях. В этих регионах сложилась сложная наркоситуация со своей спецификой. Формат выездных совещаний позволил детально изучить особенности наркооборота в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах и проанализировать опыт работы антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации.
Темой совещания в Томске стало сохранение интеллектуального потенциала в условиях возрастающей наркоопасности. Томские коллеги выступили с инициативой по созданию системы профилактики и реабилитации наркозависимости среди высокообразованной молодежи.
На совещании в городе Свободный Амурской области на первый план вышли демографические и социально-экономические особенности Дальневосточного федерального округа, которые способствуют наркотизации местного населения. Чтобы избежать превращения юга Сибири и Дальнего Востока в маленький Афганистан, органы наркоконтроля ежегодно уничтожают до 3-х тысяч гектаров дикорастущей конопли. 2010 год должен стать в этих регионах Годом искоренения наркотической конопли. Прошу Вас, уважаемые коллеги, поддержать эту инициативу.
В рамках подготовки заседания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О приоритетных направлениях совершенствования государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков» состоялись выездные совещания Секретаря Совета Безопасности в Южном, Приволжском, Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. В этих совещаниях приняли участие полномочные представители Президента в округах.
Над проектом Стратегии работали участники совещаний профильных межведомственных рабочих групп, созданных при Государственном антинаркотическом комитете.
Широкая дискуссия развернулась на интернет-сайте, посвященном Стратегии государственной антинаркотической политики stratgap.ru. За неполный месяц сайт посетили более 10 000 интернет-пользователей. Самым обсуждаемым вопросом стало ужесточение наказания за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Среди предложений неоднократно встречались радикальные меры вплоть до смертной казни за распространение наркотиков.
Неоднократно поднимался вопрос о необходимости укрепления государственной границы Российской Федерации с целью противодействия наркотическому давлению со стороны Афганистана.
Широкую поддержку получило предложение по введению тестирования, особенно работников техногенно-опасных производств и водителей.
Практически все участники интернет-дискуссии согласились с необходимостью введения тестирования школьников. Дискуссия велась в основном о правовом оформлении тестирования несовершеннолетних.
Беспокойство граждан также вызывает распространение в свободной продаже курительных смесей и кодеинсодержащих препаратов, из которых наркоманы кустарным способом готовят дезоморфин.
Профилактика наркомании и реабилитация наркозависимых также стала одной из ключевых тем. Эксперты и общественность призывают развивать государственную сеть реабилитационных центров и предлагают разнообразные формы реабилитации и ресоциализации наркологических больных.
Суммируя вышеизложенное, хочу подчеркнуть, что контроль над спросом на наркотики должен стать одной из важнейших задач Стратегии государственной антинаркотической политики.
Армия наркозависимых образует наркорынок, который обеспечивает постоянный спрос на наркотики. Противостоять росту наркотизации населения может только устойчивое социально-экономическое развитие регионов, которое обеспечит достойную занятость и даст возможность реализовать человеческий потенциал.
Если говорить о проблеме профилактики по-государственному, то нельзя ее сводить исключительно к антинаркотической пропаганде. Суть профилактики базируется на становлении общественного иммунитета к вредным привычкам, включая наркоманию, путем формирования востребованности личности и реализации творческих способностей.
Необходимо совместными усилиями создавать в стране систему интенсивного вовлечения молодежи в программы развития, в современную умную экономику, построенную на сложноорганизованном труде.
Однако только первичная профилактика не в состоянии обеспечить серьезное снижение уровня вовлеченности граждан в наркопотребление. Необходимо научиться оперативно и на самых ранних стадиях выявлять начинающих наркоманов, а для тех, кто уже стал наркозависимым создавать эффективную систему лечения и последующей реабилитации.
В ситуации депопуляции страны борьба должна вестись в прямом смысле слова за каждого человека персонально. Только при таком подходе можно добиться количественного и качественного снижения спроса на наркотики.
Выполняя полицейские функции, ФСКН России и другие силовые ведомства решают задачу снижения предложения наркотиков на территории Российской Федерации.
Для эффективного сокращения предложения наркотиков в незаконном обороте необходимо постоянно совершенствовать правоохранительные меры по пресечению деятельности организованных преступных группировок, действующих в сфере незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров. При этом важнейшей задачей является подрыв экономических основ организованной наркопреступности и противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.
Необходимо совершенствовать систему выявления незаконных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений, разрабатывать научные методики применения химических веществ для уничтожения наркосодержащих растений, а также снижения содержания в них психоактивных веществ.
Опыт работы антинаркотических комиссий должен эффективно использоваться для повышения координации и взаимодействия правоохранительных органов, совершенствования межведомственного сотрудничества.
В рамках Таможенного союза необходимо развивать сотрудничество с полномочными ведомствами Белоруссии и Казахстана с целью проведения согласованных оперативно-разыскных мероприятий по выявлению и ликвидации каналов международного наркотрафика. Основой для эффективного информационного взаимодействия станет создание общих баз данных.
Как показывает практика, в постоянном совершенствовании нуждается государственный механизм контроля за безопасностью легального оборота наркотиков и, особенно, их прекурсоров.
При реализации мер, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы, должна обеспечиваться имплементация международного опыта нормативного регулирования.
Тема наркотрафика из Афганистана имеет ключевое значение для контроля предложения наркотиков в России. Известно, что 90% этого предложения по числу разовых доз составляется афганский героин.
На прошлом заседании ГАК мы определили, что любая современная антинаркотическая стратегия — как международная, так и национальная — держится на своего рода трех «китах»:
первое — на снижении спроса, то есть комплексе мер, направленном на обнуление наркорынка;
второе — на ликвидации предложения наркотиков как наркодавления из-за рубежа тяжелых наркотиков: афганского героина и европейской синтетики, так и производимой внутри страны марихуаны;
третье — на повышении инструментов международного сотрудничества в интересах российского общества.
На этой триаде и построен проект Стратегии государственной антинаркотической политики.
При этом очевидно, что стратегия на международной линии должна строиться на реальных особенностях планетарного феномена афганского наркопроизводства. А эти особенности состоят в том, что выгодополучателями являются организаторы трафика, эксплуатирующие рабский труд трех миллионов пуштунских крестьян на юге Афганистана и рабскую зависимость от зелья наркоманов России.
Анализ свидетельствует, что провинции Балх, Бадахшан и другие территории бывшего Северного Альянса, захлёбываются деньгами от наркотиков, так как сконцентрированные там нарколаборатории круглосуточно перерабатывают опийное сырье в готовый героин.
Структура долевого распределения доходов от афганского наркопроизводства и трафика героина по Северному маршруту, общий объём которых в соответствии с экспертными оценками ООН составляет порядка 17 миллиардов долларов, представлена на слайде.
Эта перевернутая пирамида хорошо отражает реальные пропорции выгод для разных субъектов наркоиндустрии по Северному маршруту.
Обращает на себя внимание деликатный момент в том, что доля Талибана в наркоиндустрии, рассчитанная ООН и подтвержденная Комитетом по международным делам Конгресса США, составляет ничтожную величину менее 0,2 процента.
На слайде отображено, что абсолютная часть доходов от направленного на Север наркотрафика поступает в распоряжение транснациональной преступности и организаций террористического толка, дислоцированных в регионе Ферганской долины (ИДУ, Хизб-у-Тахрир, Акрамия и др.) и не просто вовлеченные в наркотрафик, но и их организующий.
Очевидно, что ежегодные героиновые инвестиции в экстремистскую террористическую сеть в этом регионе составляют миллиарды долларов, которые, в свою очередь, реинвестируется на российский Кавказ и другие регионы России.
Ощутимое нарастание — почти в два раза — в последний год наркодавления на Россию извне, прежде всего, из Афганистана, прямо корреспондируется с ростом количества террористических проявлений, число которых на Северном Кавказе возросло — согласно директору ФСБ А.В. Бортникову и председателю СКП А.И. Бастрыкину, на 57 процентов.
При этом ясно, что рост наркопроизводства в Афганистане является следствием роста напряженности и масштабов насилия, провоцируемых эскалацией военного присутствия.
Очевидно, что борьба с терроризмом в Афганистане плавно трансформировалась в борьбу с повстанческим движением, которое захватывает всё большую часть афганского населения.
Показательны оценки генерала Джеймса Джонса, советника по национальной безопасности Президента США, озвученные им неделю назад в Конгрессе. По его данным, в Афганистане находится менее 100 членов Аль Каиды, у них отсутствуют военные базы и сама возможность наносить ощутимые удары.
Дотошные аналитики подсчитали, что одному боевику Аль Каиды в Афганистане противостоит почти полторы тысячи солдат коалиции и ежегодные затраты на его уничтожение составляют порядка 300 миллионов долларов. Трудно в истории найти более вопиющий пример несоответствия затрачиваемых усилий результатам.
Исходя из этого несравненно большей угрозой международному миру и безопасности является феноменальное по своим масштабам производство в Афганистане опиума, которое реально содействует мультиплицированию террористических проявлений и дестабилизации ситуации в странах Средней Азии и России.
Именно поэтому стратегическое сотрудничество России и США по афганскому направлению представляется принципиально важным в рамках двусторонней Российско-Американской Президентской комиссии — Комиссии Медведева-Обамы.
При этом необходимо повышать уровень доверительности, открытости и транспарентности в обмене чувствительной информацией по проблемам наркопроизводства и трафика. Так, переданные нами данные о брендах 170 наркокартелей пока, к сожалению, не встретили ответного шага по передаче нам сведений об известных американской стороне 50-ти наркобаронах.
Стратегия государственной антинаркотической политики подразумевает более активное отстаивание интересов России во внешней сфере.
Почти семь лет упоминаемые пояса безопасности так и не наполнились реальным содержанием, оставаясь гипотетическим пожеланием, поскольку не привели к уменьшению наркодавления на нашу страну.
Реальным вкладом в этом направлении была бы активизация работы по созданию целевых донорских программ помощи странам транзита наркотиков, а также задействование Сил оперативного реагирования в рамках ОДКБ.
Представляется крайне важным консолидировать позиции стран ШОС, ОДКБ и иных наших партнеров в признании афганского наркопроизводства угрозой международному миру и безопасности и обеспечить принятие решения по этому вопросу на заседании Совета Безопасности ООН, особенно в период председательства России.
Давно признано, что наиболее эффективным способом борьбы с наркоиндустрией является уничтожение посевов наркосодержащих растений.
Представляется целесообразным при продлении мандата ООН силам МССБ в Афганистане обусловить наш голос обязанностью и компетенцией по уничтожению опиумного мака в Афганистане, что отвечало бы интересам населения Российской Федерации и требованиям Политической декларации ООН.
Уважаемые коллеги, указанные в моем выступлении положения проекта Стратегии государственной антинаркотической политики рассматривались на Совете Безопасности, в работе различных форумов, проходили согласование с федеральными органами исполнителной власти, антинаркотическими комиссиями в субъектах Федерации.
Прошу поддержать проект Стратегии.
Благодарю за внимание.